"Слава тебе, безысходная боль!" - сочинение по лирике Анны Ахматовой

20 апреля 2020
0
Поделиться:

В последнее время можно заметить , как повысился интерес к русской классической поэзии, а также к поэзии начала двадцатого века. Читатель стремится обогатить свой духовный мир, изучая творческое наследие, которое нам оставили великие поэты. «Золотой» и «серебряный» век русской поэзии – две вспышки света среди тысячелетий тьмы и серости. Великие имена: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Блок, Маяковский, Есенин, Бальмонт, Пастернак. В этой галерее известных мужских имен есть имя А. А. Ахматовой – женщины, поэтессы, которая вихрем ворвалась в русскую поэзию двадцатого века, как неповторимое, своеобразное явление. И дело не только в исключительно высоком художественном уровне её творчества. Голос Ахматовой – почти впервые - стал в русской поэзии голосом женщины, впервые заговорила та, которой принято было поклоняться, но которую не принято было выслушивать. И эта хрупкая женщина смогла внести огромный вклад в сокровищницу нашей литературы, преумножив её богатство, расширив представление о поистине безграничных возможностях русского классического стиха.

В начале своего творческого пути Ахматова предстала перед читателями художником одной темы – любви. Центром, который сводил к себе весь остальной мир её поэзии, был её основным нервом, её идеей и принципом, стала любовь. Это чувство всегда определяло судьбу женщины, раскрывало её душу. Герцен сказал однажды, что женщина «загнана в любовь». В известном смысле, и вся лирика Анны Ахматовой, особенно ранняя, «загнана» в это удивительное чувство. В первых сборниках поэтессы «Чётки» и «Вечер» нет открытых размышлений о мире, но в них живёт история о глубокой и неразделённой, живой и реальной любви, высокое значение которой она пытается понять:

Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.

«Великая земная любовь» - вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Именно она заставляет её по-иному смотреть на мир.

То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это – любовь.

Ахматова называет любовь «пятым временем года». И сквозь призму этого необычного времени ей видятся остальные четыре. Ведь в состоянии любви мир открывается словно заново. Обостряются чувства, напрягаются нервы, человек начинает воспринимать всё окружающее с удесятерённой силой:

И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетёт венок,
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонёк, -
Я вижу всё. Я всё запоминаю,
Любовно – кротко в сердце берегу.

Стихи Ахматовой возвращают вещам первозданный смысл, они останавливают внимание на том, мимо чего мы в обычном состоянии способны пройти равнодушно, не оценить, не почувствовать. Но, надо сказать, что её произведения о любви – это не только зарисовки и психологические этюды, в них острота взгляда сопровождается остротой мысли. Велика их обобщающая сила. Стихотворение может начаться как непритязательная песенка:

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.

А заканчивается оно уже библейски:

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

Любовь в лирике Ахматовой отнюдь не только счастье и благополучие. Слишком часто она – страдание, пытка, мучительный излом души. Жизнь её героини – сплошная боль. «Как соломинкой, пьёшь мою душу», - пишет поэтесса. Более того, неразделённость любви для неё лишь внешняя причина переживаний, а драматизм этого чувства – обязательное условие. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстаёт в спокойном состоянии:

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт,
Почудится в дрёме левкоя…
Но верно и тайно ведёт
От радости и от покоя.

Чувство, само по себе острое и необычное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельных, наиболее значительных ситуациях: первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или безысходной тоски. Вообще, стихи Ахматовой часто грустны: они несут особую стихию любви-жалости. Есть в народном русском языке, в народной песне синоним слова «любить» - слово «жалеть». Люблю – значит жалею. И уже в самых первых стихах поэтессы живёт эта любовь – жалость:

О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнём,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоём.

Сочувствие, сопереживание, сострадание в любви делает многие произведения Ахматовой подлинно народными, роднит их со столь близкими ей некрасовскими стихами. В них мы видим выход из мира замкнутой, эгоистической любви – страсти, любви – забавы к «великой земной любви», которая в самой себе несёт возможность саморазвития, обогащения и расширения беспредельного и глубокого чувства.

Трагическое ощущение жизни сохраняется в поэзии Ахматовой и тогда, когда тема любви уже перестаёт быть её единственной темой. Лирическая героиня поэтессы вообще не верит в саму возможность счастья, при любом течении событий. Именно в этом Ахматова близка к Блоку, и герой её лирики во многом предопределён мотивами блоковской поэзии. После выхода сборника «Белая стая» начинают говорить об особенном таланте Ахматовой, который был довольно непривычен, и суть которого была неясна. Критики не могли объяснить сочетание женственности, хрупкости с присущей ей твёрдостью и отчётливостью рисунка каждого стихотворения. В её произведениях нас захватывает страстная напряжённость чувства, его ураганность, а также та беспрекословность решений, которая вырисовывает перед нами незаурядную и сильную личность. У Ахматовой никогда не было вялых, описательных любовных стихов, предполагающих медленную текучесть или повествовательность. Перед читателем всегда – взрыв, катастрофа, момент неимоверного напряжения двух противоборствующих сил, сошедшихся в роковом поединке. Это грозовое облако, мечущее громы и молнии, во всей своей устрашающей красоте и могуществе, в ослепительной игре небесного света:

Тебе я милой не была,
Ты мне постыл. А пытка длилась,
И как преступница томилась
Любовь, исполненная зла.
Ты словно брат. Молчишь, сердит.
Но если встретимся глазами,
Тебе клянусь я небесами,
В огне расплавится гранит.

Недаром в одном из посвящённых ей стихотворении Н. Гумилёва Ахматова изображена с молниями в руке:

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.

Стихи ранней Ахматовой из сборников «Чётки» и «Вечер» не обладают той силой духовности, которая появится в последующем её творчестве. В них много суетных обид и слабости. Вспоминаются слова Блока, будто бы сказанные по поводу некоторых ахматовских стихов, что она пишет перед мужчиной, а надо бы перед Богом. Начиная же с «Белой стаи», и особенно в «Подорожнике», любовное чувство приобретает у неё более широкий и более духовный характер. В поэзию Ахматовой полноправным героем входит время. Личное переосмысливается, становится лишь частью общего. Она творила в сложный период катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, приходилось выбирать между свободным творчеством и самой жизнью. Источником вдохновения в это трудное время для Анны Ахматовой служила Родина. В её поэзию влилась ещё одна любовь – любовь к родной земле, к России:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Ахматова понимала, что только в своей стране она сможет творить, созидать, чувствовать, мыслить, любить. Она знала, что России нужна её поэзия. Поэтому поэтесса не покинула свою Родину даже тогда, когда ей было очень трудно. Её тяжёлая судьба трагична даже для нашего жестокого века. В тысяча девятьсот двадцать первом году был расстрелян её муж, поэт Николай Гумилёв. А сыну Льву вынесенный смертный приговор заменили потом лагерями. Это к нему на свидание или с передачей стояла Ахматова в длинных тюремных очередях:

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Но ни в одной из её книг, несмотря на всю тяжёлую и трагическую жизнь, на весь ужас, пережитый ею, не было отчаяния и растерянности. Она не мыслила своей жизни без России:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
…….
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух.
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Лирика Ахматовой с самого начала её творчества вызывала огромное количество подражаний. Но что характерно – тема России, в отличие от темы любви подражанию не поддавалась. Потому что невозможно повторить ощущение своего единства с Родиной, с судьбой народа. Для этого надо быть человеком, соединившим огромный лирический талант с естественным восприятием своих «корней», своей связи с родной землёй. Таким человеком и таким поэтом явилась для русской культуры Анна Ахматова. Мы привычно называем её лириком. И тут нет ошибки. Но стоит уточнить, что лириком она была особым, потому что шла к постижению истины, не щадя себя. Каким запасом прочности должно было обладать её сердце, чтобы после тяжких испытаний Ахматова смогла сказать самой себе: « Надо снова научиться жить». И она училась, училась жить, чувствовать, любить, оставаясь наедине с чистым листом бумаги. А итогом всего стал «нерукотворный памятник», который она воздвигла себе – это её удивительные стихи.

Анна Ахматова Лирика Стихотворение Сочинение Школьная программа
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика