"Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа" - сочинение по поэме "Двенадцать" А. Блока

12 декабря 2023
0
Поделиться:

Русская поэзия, словно горный ландшафт. Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. Самая высочайшая вершина, конечно же, Пушкин. Он дал русской поэзии начало всех начал. Это тот фон, на котором рассматривается творчество других, тоже очень талантливых, поэтов: Лермонтова, Некрасова, Тютчева. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир. Их поэтические индивидуальности настолько велики, что они не меркнут на фоне Пушкина. А за ними тянутся иные горные хребты: Бунин, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак… Мы постоянно ощущаем присутствие этих удивительных людей в нашем духовном мире. Величие их в том, что творения этих поэтов не умирают вместе с ними, а продолжают жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Минуют годы, столетия, но не умолкают звуки волшебной музыки, звучащей в их стихах.

У каждого времени своё жизнеощущение, поэтому творчество поэта новыми поколениями всегда воспринимается по – иному и видится гораздо крупнее и значительнее.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

И в этой удивительной стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён мне наиболее близко и дорого творчество Александра Блока. По силе дарования, по глубине проникновения в жизнь, по стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, Блок явился одним из тех деятелей искусства, которые составляют его гордость и славу. Исследуя творчество того или иного поэта, важно исходить из времени, в котором он жил и работал. Именно время определяет психологический настрой, систему идеалов и моральных ценностей, исповедуемых поэтом. Александр Блок вырос на рубеже двух столетий, двух исторических эпох . Окружающая действительность того времени находилась в трагическом противоречии с идеальными воззрениями поэта. И лишь Октябрьская революция возродила в нём надежду на скорое крушение «страшного мира». По словам биографа Блока, он встретил Октябрь «радостно, с новой верой в очистительную силу революции», хотя многого и не понимал в её ходе и характере. Он принял революцию восторженно, потому что она означала крушение всех основ старого мира, являвшегося в его глазах «страшным миром». И это восторженное чувство вдохновило Блока на создание поэмы «Двенадцать».

Всё содержание поэмы пронизано ощущением единства с окружающим миром, который перестал быть чуждым, враждебным, бесчеловечным, а являлся отныне миром справедливости и свободы, переданной в образе стихии: ветра, снега, бури, метели. В этих символах воплотились мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отражённого в сознании Блока. Поэма открывается картиной зимнего, тревожно настороженного Петрограда, по которому проносится ветер – весёлый и беспощадный.

Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!

Наконец – то он вырвался на волю! Он сейчас истинный хозяин этих площадей, улиц, закоулков, он завивает вихри белого снега, и прохожим так трудно устоять под его порывами и ударами, под его неистовым натиском. Это ветер в самом прямом смысле слова, но он же является символом разгулявшейся беспощадной стихии, в которой для поэта воплощается дух революции, её грозная и прекрасная музыка. Горе тем, кто захочет противиться ей: он погибнет в её неукротимом потоке. Напрасно пытаются приверженцы прошлого склеить обломки разбитого вдребезги старого мира. Этот мир обречён, а его представители изображаются автором с огромной сатирической силой. Художник разоблачает их убожество, бессилие, растерянность перед лицом происходящих исторических событий. Но не представители старого мира являются главными героями этого произведения. Поэт знает, что враги революции не дремлют, что с ними необходимо вести беспощадный бой. И как символ борцов за дело революции, на страницах поэмы появляются двенадцать красногвардейцев:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок чёрные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…

В этом образе содержится связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, но есть в нём и предельно реальный источник: патрули на улицах Петрограда, действительно, насчитывали по двенадцать человек. Герои поэмы – враги старого мира, но они сами вышли из его недр, поэтому не могут сразу избавиться от «родимых пятен» прошлого. Пусть они темны и невежественны, пусть руки их в крови и грязи, и они ещё не осознают всей значимости своего великого дела, но служат они ему беззаветно. Поэт благословляет очистительную силу огня революции и активность её свершителей:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи благослови!

Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного. В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а «рабочий народ», идущий в будущее «державным шагом». Таким образом, не только в разрушении старого мира, но и в преображении народа видит автор смысл развивающихся перед ним событий.

Герои Блока идут в бой за революцию «без имени святого», «без креста». Одно лишь упоминание о Христе, о «спасе» вызывает у них насмешку:

- Ох, пурга какая, спасе!
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?

И всё же то дело, которое они вершат, не жалея своей крови и самой жизни, ради будущего всего человечества, право и свято. Вот почему невидимый красногвардейцами бог, в согласии с мыслями Блока, несмотря ни на что с ними. Во главе двенадцати поэту видится не кто иной, как Иисус Христос:

…В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Автор пытается в этом образе воплотить символ нового мира, несущего человеку нравственное очищение. Блок как бы проводит аналогию между распадом буржуазного мира и эпохой гибели Рима, когда и возникла легенда о Христе как провозвестнике новой всемирной религии. Для поэта Христос – символ обновления жизни. А старый мир, в образе «товарища попа», уничтожается иронией поэта, как чуждое народу воплощение религиозности и церковности.

Что нынче невесёлый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шёл вперёд,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..

Закономерность введения образа Христа в поэму можно понять, если учесть предшествующее творчество поэта. Для него Христос олицетворяет не смирение, а наоборот, сопротивление властям (цикл «Родина»). Он как бы обгоняет дозорных во времени, находясь «впереди» именно в историческом, а не в пространственном смысле.

Образ Христа, завершающий поэму, вызвал в то время неоднозначную реакцию критики. По словам Луначарского, «большевистские круги приняли «Двенадцать» двойственно… шокировало внезапное появление Христа, эта мистическая окраска , которую Блок сам хорошенько не понимал».Они считали, что ярко нарисованный поэтом «настоящий плебейский дозор революции», как назвал героев поэмы тот же Луначарский, совершенно не нуждался ни в имени Христа, ни в «христовом благословении». Но для Блока «страшный мир» был воплощением зла, тонул в «демоническом мраке», а значит силы, противостоящие ему и разрушающие его, не могли не быть добрыми, светлыми, святыми. Вот почему поэт говорил не просто о злобе, кипящей в груди героев его поэмы, но о «святой» злобе. А символом святости для Блока являлся Христос – заступник всех угнетённых и обездоленных, всех, кто был некогда «загнан и забит». Несущий с собою «не мир, но меч», пришедший, чтобы покарать притеснителей и угнетателей, он – воплощение самой справедливости, находящей своё выражение в чаяниях и деяниях народа. Появление Христа в поэме, как мне кажется, закономерно, без этого образа она была бы пустой, в ней не хватало бы чего –то самого главного, развитие действия не получило бы своего логического конца.

А действие поэмы развивается стремительно, словно подгоняемое порывами неукротимой бури. Это по-своему откликается в звучании стиха – раскованного, свободного, смелого. Музыкальность произведения выразительно передаётся её ритмом, который постоянно меняется. Например, когда в поэму вступает отряд двенадцати, исчезают крикливые нотки, которые слышатся на петроградских мостовых, а ритм становится чётким, маршевым:

В очи бьёт
Красный флаг.
Раздаётся
Мерный шаг.

Так ритмика поэмы способствует выражению её идей, её надежд на светлое, прекрасное будущее.

Блок воспринял революцию как вселенский разрушительный пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Но надежды поэта не оправдались. Не случайно, что после восемнадцатого года он не написал ничего более существенного до самой своей смерти. Разочарование, последовавшее оттого, что революция не явилась тем, чего он так ждал и что так хотел увидеть, послужило этому причиной.

Александр Блок Двенадцать Поэма Сочинение Школьная программа
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика