"Раздаётся мерный шаг…" - сочинение по поэме "Двенадцать" Александра Блока

18 сентября 2019
0
Поделиться:

Русская поэзия, словно горный ландшафт. Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. Самая высочайшая вершина, конечно же, Пушкин. Он дал русской поэзии начало всех начал. Это тот фон, на котором рассматривается творчество других, тоже очень талантливых, поэтов: Лермонтова, Некрасова, Тютчева. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир. Их поэтические индивидуальности настолько велики, что они не меркнут на фоне Пушкина. А за ними тянутся иные горные хребты: Бунин, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак… Мы постоянно ощущаем присутствие этих удивительных людей в нашем духовном мире. Величие их в том, что творения этих поэтов не умирают вместе с ними, а продолжают жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Минуют годы, столетия, но не умолкают звуки волшебной музыки, звучащей в их стихах.

У каждого времени своё жизнеощущение, поэтому творчество поэта новыми поколениями всегда воспринимается по – иному и видится гораздо крупнее и значительнее.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

И в этой удивительной стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён мне наиболее близко и дорого творчество Александра Блока. По силе дарования, по глубине проникновения в жизнь, по стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, Блок явился одним из тех деятелей искусства, которые составляют его гордость и славу. Исследуя творчество того или иного поэта, важно исходить из времени, в котором он жил и работал. Именно время определяет психологический настрой, систему идеалов и моральных ценностей, исповедуемых поэтом. Александр Блок вырос на рубеже двух столетий, двух исторических эпох . Окружающая действительность того времени находилась в трагическом противоречии с идеальными воззрениями поэта. И лишь Октябрьская революция возродила в нём надежду на скорое крушение «страшного мира». По словам биографа Блока, он встретил Октябрь «радостно, с новой верой в очистительную силу революции», хотя многого и не понимал в её ходе и характере. Он принял революцию восторженно, потому что она означала крушение всех основ старого мира, являвшегося в его глазах «страшным миром». И это восторженное чувство вдохновило Блока на создание поэмы «Двенадцать».

Всё содержание поэмы пронизано ощущением единства с окружающим миром, который перестал быть чуждым, враждебным, бесчеловечным, а являлся отныне миром справедливости и свободы, переданной в образе стихии: ветра, снега, бури, метели. В этих символических образах воплотились мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отражённого в сознании поэта. Они – символы очистительной стихии. Поэма открывается картиной зимнего, тревожно настороженного Петрограда, по которому проносится ветер – весёлый и беспощадный.

Чёрный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!

Наконец – то он вырвался на волю! Он сейчас истинный хозяин этих площадей, улиц, закоулков, он завивает вихри белого снега, и прохожим так трудно устоять под его порывами и ударами, под его неистовым натиском. Это ветер в самом прямом смысле слова, но он же является символом разгулявшейся беспощадной стихии, в которой для поэта воплощается дух революции, её грозная и прекрасная музыка. Горе тем, кто захочет противиться ей: он погибнет в её неукротимом потоке. Напрасно пытаются приверженцы прошлого склеить обломки разбитого вдребезги старого мира. Этот мир обречён, а его представители изображаются автором с огромной сатирической силой. Художник разоблачает их убожество, бессилие, растерянность перед лицом происходящих исторических событий. В их обрисовке он использует броские и ёмкие сравнения.

Стоит буржуй на перекрёстке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмётся шерстью жёсткой
Поджавший хвост паршивый пёс.

Но «пёс», как и многие другие образы в поэме, имеет два значения. Автор даёт понять это уже в следующей строке:

Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Но не представители старого мира являются главными героями этого произведения. Поэт знает, что враги революции не дремлют, что с ними необходимо вести беспощадный бой. И как символ борцов за дело революции, на страницах поэмы появляются двенадцать красногвардейцев:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок чёрные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…

Пусть они темны и невежественны, пусть руки их в крови и грязи, и они ещё не осознают всей значимости своего великого дела, но служат они ему беззаветно. Поэт благословляет очистительную силу огня революции и активность её свершителей:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи благослови!

Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного. В конце поэмы мы видим уже не «голытьбу», а «рабочий народ», идущий в будущее «державным шагом». Таким образом, не только в разрушении старого мира, но и в преображении народа видит автор смысл развивающихся перед ним событий.

Каждый ли способен выдержать экзамен на звание «нового» человека? Блоку чуждо «буржуйство» Ваньки. Он изменяет революционной стихии, своим товарищам. Отсюда резко отрицательное их отношение к нему, которое разделяет и автор. Ванька «сам теперь богат». И красногвардейцы мстят не только предателю, но и ненавистному миру купли-продажи, который он собой олицетворяет. Для раскрытия концепции поэмы важное значение имеет образ мятущегося Петрухи. Его переживания объясняют социальный смысл мести и злобы: он ненавидит «буржуя», тот старый уклад жизни, который повинен и в совращении Ваньки, и в гибели Катьки. Но личные страдания героя преодолеваются им во имя общего дела. Петруха присоединяется к товарищам, и они идут революционным дозором, выполняя свой долг. Такие бесстрашные люди вызывают особое внимание и восхищение поэта.

Герои Блока идут в бой за революцию «без имени святого», «без креста». Но во главе их поэту видится не кто иной, как Иисус Христос:

…В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Автор пытается в этом образе воплотить символ нового мира, несущего человеку нравственное очищение. Для поэта Христос – символ обновления жизни.

Действие поэмы развивается стремительно, словно подгоняемое порывами неукротимой бури. Это по-своему откликается в звучании стиха – раскованного, свободного, смелого. Музыкальность произведения выразительно передаётся её ритмом, который постоянно меняется. Например, когда в поэму вступает отряд двенадцати, исчезают крикливые нотки, которые слышатся на петроградских мостовых, а ритм становится чётким, маршевым:

В очи бьёт
Красный флаг.
Раздаётся
Мерный шаг.

Так ритмика поэмы способствует выражению её идей, её надежд на светлое, прекрасное будущее.

Блок воспринял революцию как вселенский разрушительный пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Но надежды поэта не оправдались. Не случайно, что после восемнадцатого года он не написал ничего более существенного до самой своей смерти. Разочарование, последовавшее оттого, что революция не явилась тем, чего он так ждал и что так хотел увидеть, послужило этому причиной.

Александр Блок Двенадцать Поэма Сочинение Школьная программа
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика