Герои войны и "военные трутни" в романе "Война и мир" Льва Толстого

28 августа 2019
0
Поделиться:

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса и склонялся к мысли, что течение, направление и характер событий определяются сочетанием бесчисленного количества факторов. Передвижение стрелок на часах истории, по убеждению писателя, зависит от вращения множества сцепленных друг с другом колёсиков. Этими колёсиками оказываются люди в бесконечном разнообразии характеров, интересов, устремлений. Отказываясь от постижения первопричины исторических событий, Толстой в то же время старается найти равнодействующую тех сил, которые приводят в движение стрелки на циферблате истории. Эта равнодействующая – могучий дух народа, простого русского человека, который изображён в романе носителем самых ценных человеческих качеств. В ходе знаменательных исторических событий Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года наиболее полно, по мнению Толстого, раскрываются особенности нашего национального характера. «Простота, добро и правда» в сочетании с подлинным героизмом, незаметным и естественным, как сама жизнь, - вот те замечательные качества, которые проявляются и в боях за родину, и в солдатских буднях, и в перерывах между боями, и в отношениях русских воинов друг к другу и к врагу. Именно в годину всенародного бедствия обнажаются все лучшие национальные черты простого русского человека. А в трудных, экстремальных ситуациях острее видятся различия между людьми: одни лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, другие – патриоты по сути – отдают жизнь во имя общей победы. Первые – люди, преданные родине и народу, вторые – карьеристы, «маленькие наполеоны», чуждые интересам своей страны.

Изображая войну, Толстой выделяет не скачущих воинов с развёрнутыми знамёнами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжкий труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких простых людей зависит ход исторических событий. Вспомним главы, посвящённые Шенграбенскому сражению. Перед нами расстроенные пехотные полки, растерянные солдаты. Их нравственное колебание, решающее участь сражение, готово разрешиться в пользу страха. Но тут на выручку приходит скромный, незаметный Тимохин. И не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление ротного, увлекшего за собой солдат, влияет на ход сражения. « Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться , побросали оружие и побежали». Здесь автор показывает героизм человека, которого никто не считает героем, который и сам меньше всего думает о своём героизме. Но недаром Кутузов запоминает Тимохина и называет его во время смотра в Браунау «измайловским товарищем», «храбрым офицером».

После этой сцены мы попадаем на батарею Тушина. Действуя по собственной инициативе, забытый начальством и оставшийся без прикрытия, он вместе со своими артиллеристами, сам того не зная, решает исход сражения. В разгар боя и Тушин, и его солдаты возбуждены, необыкновенно деятельны. Истинные патриоты, они сражаются без прикрытия, не испытывая чувства страха, не думая о том, что их могут ранить или убить. Их чувства едины: солдаты , как дети, в затруднительном положении смотрят на своего командира. А он обращается с ними не как начальник, а как добрый друг. В каждом слове Тушина звучит простота и необыкновенная доброта. «Милая душа! Прощайте, голубчик», - говорит он князю Андрею. Толстой неоднократно подчёркивает, что в облике Тушина нет ничего военного и тем более воинственного. Вот он сидит, герой битвы, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее». А потом смущается, чувствуя , что шутка не удалась. Автор делает всё, чтобы этот капитан предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Вспомним, как отдают честь начальству Тушин и Жерков. Первый, с его слабыми, робкими и неловкими движениями, делает это «совсем не так, как салютуют военные». Жерков же отдаёт честь «бойко, не отнимая руки от фуражки». Но в бою он трусит, а Тушин показывает себя настоящим воином. После сражения Багратион собирает у себя в избе некоторых начальников частей. Здесь отмечаются заслуги одних и просчёты других. В вину Тушину ставятся два брошенных орудия, на что капитан ничего не может возразить и смотрит на Багратиона как «сбившийся ученик в глаза экзаменатора». И только слова Болконского о том, что «успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой», меняют положение. Именно этот смешной человек является истинным героем дня. А вот в глазах самодовольных генералов, которые хвастают, лгут, приписывая себе небывалые подвиги в этом сражении, фигурка капитана Тушина выглядит жалко. Он не думает о славе и наградах, в отличии от него, Долохов, проявляя храбрость в бою, сразу бежит к полковнику докладывать о своих «трофеях». «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» - постоянно напоминает он. И таких офицеров много. Они не трусы, но ради общего дела не могут забыть о своей карьере и личных интересах.

Используя приём антитезы, писатель показывает нам верных сынов отечества и лжепатриотов , думающих только о своей корысти. Толстой противопоставляет народную Россию «огромному, блестящему и беспокойному» миру придворных вельмож, военных интриганов, глубоко равнодушных к судьбам родины и своего народа. Даже Бородинское сражение для них «только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку». Мы видим, какая пропасть отделяет петербургские салоны, двор, аристократию от народной жизни. Этим « трутням» не дано осознать ту опасность, которая угрожает стране, народу и им самим. Граф Растопчин, например, расклеивает по Москве глупые «афишки», призывая жителей города не оставлять столицы. Его самомнение огромно: ему кажется, что он управляет действиями людей, руководит их настроением посредством своих воззваний. Но они написаны языком, который народ не понимает и даже презирает. Таковы люди, сами непричастные к ведению войны. Однако ещё более омерзительную картину представляют собой те, кто использует войну как средство наживы. Вспомним Берга, который в минуты всеобщего смятения ищет случая поживиться, он озабочен поиском «шифоньерки из красного дерева». И вот из такого высшего света приезжает в действующую армию «золотая молодёжь» , приезжает за чинами и орденами, пополняя ряды «военных трутней». Их формальное присутствие на поле битвы, их чудовищный деспотизм по отношению к рядовым солдатам можно расценивать как настоящее преступление. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько будущим его результатом, сколько заботами о своих наградах. Они внимательно следят за флюгером царской милости.

С суровой беспощадность Толстой срывает всяческие маски с представителей высшего света, обличая их антинародную сущность, их эгоизм и тщеславие. У Пушкина в «Евгении Онегине» есть строчки:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?

В своём романе Толстой отвечает на этот вопрос. Именно простой русский солдат, обладающий огромным чувством патриотизма и любви к родине, является истинным героем и победителем в той войне. О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения народа, который, по существу, и является главным героем его произведения.

Лев Толстой Война и мир Роман Сочинение Школьная программа
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика