Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе "Война и мир" Льва Толстого

15 июня 2019
0
Поделиться:

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - самое грандиозное произведение мировой литературы, повествующее о знаменательных событиях в истории страны, о важных сторонах народной жизни, о взглядах, идеалах и нравах различных слоёв общества. Он воскрешает целый исторический век, отражая человеческие судьбы и судьбы народов. Герои романа находятся в круговороте великих событий, где истинная ценность каждого определяется степенью его участия, личной ответственностью за всё происходящее. Жизнь предстаёт перед нами во всей её полноте и многообразии. Она напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи. «Люди, как реки», - говорил Толстой, подчёркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, её непрерывное движение. Роль и место этой личности в истории, в жизни страны и во взаимоотношениях с народом – вот вопросы, поставленные автором «Войны и мира». Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди своего времени и карьеристы проходят по страницам романа. В нём насчитывается свыше пятисот действующих лиц. Толстой создаёт множество разнообразных типов, характеров, показывает массу людей – творцов истории.

По мнению писателя, исторический путь страны определяет не воля исторического деятеля, не его предначертания, а духовная жизнь народных масс: рядовых солдат, партизан, офицеров – всех тех, от кого зависит ход событий. Толстой исторически правдиво создаёт образ народа – героя Отечественной войны. Писателя глубоко трогает и восхищает проявление в простых людях того патриотизма, «который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и тому подобными неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты». Война принимает народный характер. А «чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» порождает войну партизанскую. Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова – Тихон Щербатый.

Крестьянин села Покровское , действительно, самый нужный человек в партизанском отряде. Он умеет всё делать легко и исправно: раскладывать костры, доставать воду, обдирать лошадей для еды, готовить её, изготовлять деревянную посуду. Но самым главным занятием Тихона, разумеется, является ратное дело. Именно ему он отдаёт всю свою физическую силу, смекалку, выносливость. Труженик земли, созданный для мирной жизни, Щербатый необычайно естественно становится защитником родины. В его образе автор воплощает дух народа- мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, под воздействием патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что добродушный Тихон становится порой жестоким: французы для него не люди, а враги и только враги. Образ Щербатого полнее раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «эка шельма», «ну ловок», «экая бестия». Движения Тихона ловки и быстры. Впервые мы видим его бегущим, видим, как он «бултыхнулся» в речку, «выбрался на четвереньках», «побежал дальше». Тихон весь в порыве, в действии, даже речь его динамична: « Один и навернись… Я его таким манером и сгрёб… Пойдём, говорю к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…» Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, твёрдость, решимость - вот черты, которые отличают Тихона Щербатого.

Создавая образ народного мстителя, Толстой показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Олицетворением «духа простоты, доброты и правды» является в романе солдат Платон Каратаев. Этот человек – полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всём хочет видеть «торжественное благообразие». И внешний облик, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и самый характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях – всё резко отличает его от Щербатого. Тихон о боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А «круглый солдатик Апшеронского полка» мыслит такими афоризмами: «не нашим умом, а божьим судом», «рок головы ищет», «час терпеть, а век жить». Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы: «где суд, там и неправда», «от сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». В них слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех, кто активно вмешивается в жизнь, хотя в нём и живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства. Душа Каратаева так же болит за отчизну, но представить его сражающимся очень трудно. Он не робок, а просто не испытывает ненависти к врагу, к тем, кто способен расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Отдельная человеческая личность, и его собственная в том числе, лишена для Каратаева всякого значения. «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». И на вопрос: «Ты кто же, солдат?» - он отвечает во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка». А фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище…» Именно это отсутствие личных интересов, склонностей, привязанностей привлекает к нему Пьера. Встреча с Платоном помогает Безухову выйти из душевного кризиса. Можно понять, почему Пьеру, которому мир кажется «кучей бессмысленного сора», Каратаев, проникнутый чувством всеобщего единения людей, представляется воплощением «всего русского, доброго и круглого». В образе Платона Каратаева Толстой обобщает черты множества Каратаевых, которых он видит в жизни. Отношение писателя к нему неоднозначно, он не идеализирует этого героя. Толстой сразу же подчёркивает естественность и , одновременно, неосознанность его поступков. Платон просто следует своей природе. И это ценно для автора, потому что убеждает его в том, что доброта – врожденное качество, присущее русским людям.

Рисуя борющийся народ, Толстой, верный жизненной правде, не мог изобразить его как только народ Каратаевых. Вспомним знаменитые слова писателя о «дубине народной войны». Эта дубина больше напоминает топор Тихона Щербатого, чем иглу Платона Каратаева, которой тот шьёт рубаху для француза. Автор прославляет не пассивный, а борющийся народ: «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». В двух, подчас столь разных, образах Толстой создаёт ёмкий образ народа – некое единство духа. Каждый из этих героев вносит свою лепту в общее святое дело, причём не только практическую – участие в борьбе, но и более значимую - нравственную красоту, добро и теплоту души.

Лев Толстой Война и мир Роман Сочинение Школьная программа Тихон Щербатый Платон Каратаев
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика