Два женских характера в романе Льва Толстого "Война и мир": Наташа и Соня

11 июня 2019
1
Поделиться:

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - самое грандиозное произведение мировой литературы, повествующее о знаменательных событиях в истории страны, о важных сторонах народной жизни, о взглядах, идеалах и нравах различных слоёв общества. Он воскрешает целый исторический век, отражая человеческие судьбы и судьбы народов. Герои романа находятся в круговороте великих событий, где истинная ценность каждого определяется степенью его участия, личной ответственностью за всё происходящее. Жизнь предстаёт перед нами во всей её полноте и многообразии. Она напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи. «Люди, как реки», - говорил Толстой, подчёркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, её непрерывное движение. Писателя интересовал путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу, критерием которого является добро, бескорыстие, душевная ясность и простота. И ближе всего авторскому идеалу соответствует обаятельный женский образ Наташи Ростовой.

Наташа – любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов – естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. «Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» - с нежностью спрашивает писатель. Любуясь своей героиней, он ценит в ней простоту, доброту и умение чувствовать красоту и правду.

Мне кажется, Наташа внутренне и внешне чем – то похожа, и это не случайно, на Татьяну Ларину. В ней та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. Для Толстого очень важна эта духовная связь героини с народом. Вспомним хотя бы пляску Наташи после охоты. Она, восхищённая и увлечённая пением дядюшки, который «пел так, как поёт народ», сама не замечает, как пускается в пляс. И в эти мгновения она понимает всё то, что «было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Нас, как и автора, удивляет ,«где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха , которым она дышала, эта графинечка , воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух… Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка». А какое волнение охватывает Наташу во время чтения Манифеста! В эти минуты её душа переполнена чувством огромной любви к родине, ради неё она готова на любые жертвы. Органическая связь с народной жизнью, стремление всё отдать для блага своего народа выражается и в отношении Наташи к раненым солдатам. Она бросает все свои силы на то , чтобы как-то помочь им. В такие минуты автор восхищается своей героиней.

Духовная красота Наташи проявляется и в отношении к родной природе. Искреннюю восторженность слышим мы в её голосе ночью в Отрадном. « Ах, какая прелесть! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так!» - восклицает девушка. Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья. Но она умеет не только сама быть счастливой , но и делает счастливыми других, являясь для них чем-то вроде ангела – хранителя. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, сама того не замечая, делает их лучше, добрее.

Автор не считает свою героиню умной, расчётливой, приспособленной к жизни. Но её простота, одухотворенность сердца побеждают ум, учёность и хорошие манеры. Несмотря на внешность, явно некрасивую в детстве и в юности, Наташа привлекает даже малознакомых людей. В отличии от «блестящей красавицы» Элен, она не поражает красотой внешней, и , тем не менее, она истинно прекрасна, потому что прекрасна её душа, её внутренний мир. Как выразительны её глаза, полные живых человеческих чувств: страдания, радости, любви, надежды. Они и «сияющие», и «любопытные», и «умоляющие», и «испуганные», и «внимательные». Какое богатство духовного мира выражено в этих глазах! Героиня обаятельна всегда, а в минуты счастья она просто полна энергии, которая завораживает и притягивает к себе. Этим Наташа и очаровывает Андрея Болконского, знакомство с которым становится новой точкой отсчёта в её жизни. В ней зарождается настоящее, большое чувство – любовь. Потребность и способность любить всегда жили в Наташе. Вся её сущность – это любовь. Но любовь к отцу и матери, к Николаю и Соне, даже её «детская» любовь к Борису отличаются от того нового и глубокого чувства, которое вспыхивает в ней, делая её ещё более прекрасной.

Но Толстой не только восхищается благородными поступками, внешностью и внутренним миром своей героини, но и понимает её в те минуты жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Анатолем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестаёт любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остаётся верна Болконскому до конца его жизни.

Пройдя через все жизненные испытания, героиня Толстого не утрачивает все свои лучшие качества: доброту, нежность, отзывчивость, самоотверженность. Она становится более сильной и мужественной. В ней появляется рассудительность. И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаённого уголка, она отдаёт Пьеру. Семья – вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье.

Нельзя не сказать ещё об одном женском образе романа – Соне. Мы замечаем, как на протяжении всего повествования автор постоянно и настойчиво проводит сравнение этих двух героинь. Наташа – живая, непосредственная, жизнелюбивая, порой даже своевольная. Соня же похожа на безобидное и беззащитное животное, недаром Толстой сравнивает её с котёнком, который впоследствии станет прелестной кошечкой. Это выражается в плавности, мягкости, гибкости её движений, в некоторой хитрости и сдержанности манер Ей недоступны те «вершины чувства», которыми обладает Наташа, ей не хватает восторженности и естественности. Она слишком заземлена, слишком погружена в быт. Именно Соня препятствует позорному бегству Наташи с Анатолем. Но симпатии автора в этот момент не на её стороне, он сочувствует не благоразумной и рассудительной Соне, а «преступной» Наташе. Любимая героиня Толстого переживает свой поступок с такой силой стыда и отчаяния, что становится выше добродетельной Сони, с её расчётливостью и ложной самоотверженностью.

Правда, и Соне автор дарит радостные моменты жизни, но это всего лишь мгновения. Она любит Николая Ростова, и он, поначалу, отвечает ей взаимностью Все её лучшие, заветные воспоминания связаны с ним: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй. Но в семье Ростовых понимают, что их брак невозможен. Графиня пытается убедить Соню ответить на предложение Долохова, потому что он является «приличной и, в некоторых случаях, блестящей партией для бесприданницы, сироты Сони». Но девушка отказывается от этого брака. Она обещает Николаю: « Я люблю вас как брата и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо». Ей не хватает той воли и тех душевных сил, которые есть у Наташи, чтобы бороться за свою любовь Соня пишет Николаю письмо, в котором даёт ему полную свободу, хотя в глубине души, конечно же, не желает отказываться от него, несмотря на просьбы графини. Она как бы делает уступку, надеясь на то, что Андрей Болконский выздоровеет, и они с Наташей поженятся. А это означает, что брак Николая и княжны Марьи станет невозможен , так как в этом случае они будут считаться родственниками . Но вся беда в том, что сам Николай уже не любит Соню, а думает только о княжне Марье: «Чудная должно быть девушка! Вот именно, ангел! Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» Надежды героини не оправдываются: князь Андрей умирает, и Николай Ростов связывает свою судьбу с Марьей. А Соне остаётся только тихо и безропотно любить того, от кого она не в силах отказаться. И после женитьбы Николая бедная девушка не перестаёт думать о нём.

Соня, конечно же, не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, ее беда, нежели вина. Она – пустоцвет. Жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали ее душе раскрыться в полной мере.

В произведении Толстого мир героев предстаёт перед нами во всей своей многогранности. Здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Женские образы романа лишь подтверждают это. Вместе со своими героинями писатель открывает смысл и правду жизни, ищет путь к счастью и любви.

Лев Толстой Война и мир Роман Сочинение Школьная программа Наташа Ростова Соня Ростова
 
Написать комментарий Написать комментарий
Дэн 6 мая 2021 13:33:52
"Соня, конечно же, не может сравниться с любимыми героинями Толстого."
На мой взгляд, не только может, но и только выигрывает от этого сравнения. Пожалуй наиболее достойный с нравственной точки зрения персонаж романа.


 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика