Сюжет и герои рассказа "Срезал" Василия Шукшина

1 февраля 2019
0
Поделиться:

«Русский народ» за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком».

Эти слова принадлежат Василию Шукшину, удивительному, неповторимому, истинно народному художнику. Он вспыхнул на горизонте русской культуры ослепительно яркой звездой, сказочной россыпью дарований. Писатель, режиссёр, замечательный артист – Шукшин умел сказать тонкую, пронзительную правду о простом человеке. Подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, он пришёл в литературу и искусство из самых «низов» народа, из русской глубинки. Пришёл со своими собственными «университетами», с тем доскональным, ничем не заменимым, трудовым знанием жизни, которое люди получают не из книг, а из опыта, порою достаточно нелёгкого, а уж в пору шукшинского детства особенно тяжкого и горького. Но это были его университеты, без кавычек, понимаемые как школа настойчивости и трудолюбия, школа, обучающая знанию самой жизни. А важнее такого знания для художника ничего нет, и не может быть. Когда Шукшина сравнивают с лучшими писателями России, в этом нет ни малейшей натяжки. Сравнения эти справедливы: в их основе лежит несомненная народность, искренность таланта писателя. Земля и люди, их бытие, их будущее – вот, что волнует Шукшина, приковывает его внимание. Прослеживая жизненный путь своих героев, он стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, доброту и терпение, стремление понять, во имя чего прожита жизнь – все те черты народного характера, которые присущи русскому человеку. Писатель стремится создать яркий, оригинальный образ, несущий на себе отпечаток времени. Его самобытность – в особой манере мышления, восприятия мира, в особом «угле зрения» на русского человека.

В рассказах Шукшина всегда чувствуется психологическая глубина, внутренний накал душевного состояния героя. Они невелики по объёму, напоминают обычные , хорошо знакомые житейские сцены, будто случайно подсмотренные или подслушанные. Но в этих рассказах затрагиваются важнейшие вопросы человеческих отношений. Они заставляют читателя подмечать в жизни то, что чаще всего не замечается, считается мелочью. Но ведь вся наша жизнь и состоит из таких мелочей. И Шукшин показывает, как в незначительных, казалось бы, поступках раскрывается человек, его сущность. Чаще всего герои его рассказов – деревенские люди. Шукшин питал особое пристрастие к деревне, где прошли его детство и юность. Он признавался, что в его душе жила боль и тревога за деревню: когда уезжала молодёжь, не хватало рабочих рук, замолкали песни и не слышна была гармонь. Он тяжело переживал тот разрыв , который был между условиями существования человека в городе и в деревне. Характерная для рассказов Шукшина коллизия – столкновение «городского» и «деревенского» - выявляет социальные противоречия, конфликтные отношения между мечтой и реальностью «маленького человека», живущего в деревне. Исследование этих отношений и составляет содержание многих его произведений.

«Срезал» - один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина, центральным персонажем которого является Глеб Капустин – «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». «Пламенная страсть» героя заключается в желании «срезать», «осадить» земляков, добившихся в городе жизненного успеха. Из его деревни, хотя она была небольшая, вышло много «знатных людей»: полковник, два лётчика, врач, корреспондент. Когда знаменитые земляки приезжают на побывку, деревенский люд собирается, чтобы послушать дивные истории о незнакомой им жизни. Вот тогда-то Глеб Капустин и приходит, чтобы «осадить» знатного гостя. Так было, когда в деревню приезжал полковник, и наш герой с блеском и красиво его «срезал»: заговорили о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, и оказалось, что он не знает, кто велел поджечь Москву. Глеб вышел победителем, а расстроенный полковник бил себя кулаком по голове и недоумевал. Долго потом в деревне вспоминали этот случай и слова Глеба: « Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях». Деревенские матери знатных людей не любили Капустина. И вот к одной из них в гости приезжает сын Константин Иванович Журавлёв - филолог, кандидат. Он, конечно же, становится жертвой Глеба. Поначалу вопросы Капустина кажутся гостю смешными: от философских понятий они переходят к проблемам космоса. Но скоро весь комизм исчезает. Для Константина Ивановича этот разговор превращается в настоящий экзамен, а позже столкновение перерастает в словесную дуэль. «Глеб взмыл ввысь… И оттуда, с высокой выси, ударил по кандидату». Он говорит ему, что кандидатство – это не костюм, который можно купить раз и навсегда, что его надо иногда и почистить, а тем более надо поддерживать. И дальше даёт совет: «Почаще спускайтесь на землю. Ей – богу, в этом есть разумное начало. Да и не так рискованно: падать будет не так больно». Мы часто встречаем в рассказе слова «посмеялся», «усмехнулся», «расхохотался». Однако смех здесь имеет мало общего с юмором: он то выражает снисходительность горожанина к «странностям» живущих в деревне земляков, то, наоборот, становится проявлением агрессивности, жаждой социального реванша, которая владеет разумом Глеба. «Люблю по носу щёлкнуть – не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищ», - заявляет Капустин.

Спорщики принадлежат к разным культурным мирам, разным уровням социальной иерархии. В зависимости от личных пристрастий и социального опыта читатели могут увидеть в рассказе либо бытовую притчу о том, как «умный мужик» перехитрил «учёного барина», либо зарисовку о «жестоких нравах» обитателей деревни. Иными словами, он может либо принять сторону Глеба, либо посочувствовать ни в чём неповинному Константину Ивановичу. Однако, автор не разделяет ни той , ни другой позиции. Он не оправдывает персонажей, но и не осуждает их. Шукшин лишь подмечает особенности их конфронтации. Так, например, уже в начале рассказа он сообщает о нелепых подарках, привезённых гостями в деревню: электрическом самоваре, цветастом халате, деревянных ложках. Замечает автор и то, как кандидат «подкатил на такси», и то, как он с нарочитой «грустинкой» в голосе вспомнил детство, приглашая мужиков к столу. С другой стороны мы видим, как Глеб «мстительно щурит глаза» , как будто «опытный кулачный боец». И лишь в конце финала автор сообщает нам о тех чувствах, которые испытывают присутствующие при этом словесном поединке мужики: «Глеб их по-прежнему неизменно удивлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё». Так рассказ завершается не нравоучением, а сожалением о недостатке такта и участливого внимания людей друг к другу. Простой человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым», а деревенская жизнь – внутренне конфликтной, таящей за повседневной маетой нешуточные страсти. Автор не идеализирует своих героев только потому, что они – «свои», деревенские, но и не стремится к нравственному суду над ними. Ему важнее другое – выявление причины взаимного непонимания между людьми.

В рассказе «Срезал» жизнь предстаёт перед нами во всей своей многомерности и многослойности. Интонация повествования подвижна, богата оттенками. Всего на нескольких страницах Шукшин полностью создаёт человеческий характер и через него показывает целый пласт жизни, обогащая читателя более глубоким его пониманием. Особенно важное место среди тех средств выразительности, к которым прибегает автор, занимает диалог. У Шукшина он не несёт в себе только простой информативности, в нём заключено движение повествования, в нём раскрываются характеры героев. Яркая сторона индивидуального стиля писателя – богатство живой разговорной речи. Его герой – спорщик , опытный говорун, владеющий множеством интонаций, умеющий к месту вставить поговорку, пощеголять «учёным словцом», а то и выругаться. Именно язык – главное средство выражения характера Глеба Капустина.

Шукшин с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов подлинные исторические детали и черты. В его сатире меньше всего во внешнем рисунке повествования выражается настоящее внутреннее содержание героя. Но вся логика развития сюжета приводит его к саморазоблачению, к обнаружению собственной несостоятельности., к пониманию своей отрицательной сущности. Шукшину же хочется видеть человека прекрасным во всех его проявлениях : в труде, в высоте духовных и нравственных помыслов, в любви к женщине, в уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И это желание он выражает в своих рассказах. Именно поэтому его произведения так глубоко нравственны, они учат нас жизни, предостерегают от ошибок и плохих поступков, укрепляют нашу веру в неисчерпаемые возможности человеческой личности и в огромную силу русского народного характера.

Василий Шукшин Срезал Рассказ Сочинение Школьная программа
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика