Наташа Ростова и Марья Болконская – любимые героини Льва Толстого
17 сентября 2018
0
Поделиться:

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - самое грандиозное произведение мировой литературы, повествующее о знаменательных событиях в истории страны, о важных сторонах народной жизни, о взглядах, идеалах и нравах различных слоёв общества. Он воскрешает целый исторический век, отражая человеческие судьбы и судьбы народов. Герои романа находятся в круговороте великих событий, где истинная ценность каждого определяется степенью его участия, личной ответственностью за всё происходящее. Жизнь предстаёт перед нами во всей её полноте и многообразии. Она напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи. «Люди, как реки», - говорил Толстой, подчёркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, её непрерывное движение. Писателя интересовал путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу, критерием которого является добро, бескорыстие, душевная ясность и простота. И ближе всего авторскому идеалу соответствуют обаятельные женские образы Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Наташа – любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов – естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. «Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» - с нежностью спрашивает писатель. Любуясь своей героиней, он ценит в ней простоту, доброту и умение чувствовать красоту и правду.

Мне кажется, Наташа внутренне и внешне чем – то похожа, и это не случайно, на Татьяну Ларину. В ней та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. Для Толстого очень важна эта духовная связь героини с народом. Вспомним хотя бы пляску Наташи после охоты. Она, восхищённая и увлечённая пением дядюшки, который «пел так, как поёт народ», сама не замечает, как пускается в пляс. И в эти мгновения она понимает всё то, что «было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Нас, как и автора, удивляет ,«где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха , которым она дышала, эта графинечка , воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух… Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка». А какое волнение охватывает Наташу во время чтения Манифеста! В эти минуты её душа переполнена чувством огромной любви к родине, ради неё она готова на любые жертвы. Органическая связь с народной жизнью, стремление всё отдать для блага своего народа выражается и в отношении Наташи к раненым солдатам. Она бросает все свои силы на то , чтобы как-то помочь им. Автор восхищается своей героиней в такие минуты.

Духовная красота Наташи проявляется и в отношении к родной природе. Искреннюю восторженность слышим мы в её голосе ночью в Отрадном. « Ах, какая прелесть! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так!» - восклицает девушка. Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья. Но она умеет не только сама быть счастливой , но и делает счастливыми других, являясь для них чем-то вроде ангела – хранителя. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, сама того не замечая, делает их лучше, добрее.

Автор не считает свою героиню умной, расчётливой, приспособленной к жизни. Но её простота, одухотворенность сердца побеждают ум, учёность и хорошие манеры. Несмотря на внешность, явно некрасивую в детстве и в юности, Наташа привлекает даже малознакомых людей. В отличии от «блестящей красавицы» Элен, она не поражает красотой внешней, и , тем не менее, она истинно прекрасна, потому что прекрасна её душа, её внутренний мир. Как выразительны её глаза, полные живых человеческих чувств: страдания, радости, любви, надежды. Они и «сияющие», и «любопытные», и «умоляющие», и «испуганные», и «внимательные». Какое богатство духовного мира выражено в этих глазах! Героиня обаятельна всегда, а в минуты счастья она просто полна энергии, которая завораживает и притягивает к себе. Этим Наташа и очаровывает Андрея Болконского, знакомство с которым становится новой точкой отсчёта в её жизни. В ней зарождается настоящее, большое чувство – любовь. Потребность и способность любить всегда жили в Наташе. Вся её сущность – это любовь. Но любовь к отцу и матери, к Николаю и Соне, даже её «детская» любовь к Борису отличаются от того нового и глубокого чувства, которое вспыхивает в ней, делая её ещё более прекрасной.

Но Толстой не только восхищается благородными поступками, внешностью и внутренним миром своей героини, но и понимает её в те минуты жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Анатолем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестаёт любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остаётся верна Болконскому до конца его жизни.

Пройдя через все жизненные испытания, героиня Толстого не утрачивает все свои лучшие качества: доброту, нежность, отзывчивость, самоотверженность. Она становится более сильной и мужественной. В ней появляется рассудительность. И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаённого уголка, она отдаёт Пьеру. Семья – вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье.

В судьбе другой героини, Марьи Болконской, не так много перепадов, как в судьбе Наташи. Долго и однообразно живёт она в имении отца, во всём беспрекословно ему подчиняясь. Княжна покорно переносит эксцентрическое поведение старика, его издёвки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить отца. Старый князь хотя брюзглив и груб, но очень мудр. Он ограждает дочь от любых непродуманных поступков. Да и сама княжна Марья, лишённая броской привлекательности, мучительно переживающая это, очень стеснительна. Ей свойственна потребность к глубокому самоанализу. Она не щадит себя, строго осуждает свои сколько-нибудь неблаговидные мысли и чувства. Одновременно, как и любая женщина, княжна живёт в постоянном, бессознательном ожидании любви и семейного счастья. Её душа добра, нежна, прекрасна и светла. Лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопиками выходят из них) глаза Марьи как зеркало отражают её душу, в них вся её привлекательность. Молодая княжна умна, романтична, религиозна. Она любит всех окружающих её людей. И эта любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются её ритмам и растворяются в ней. Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Она переживает измену и смерть близких, из рук врагов её спасает бравый гусар Николай Ростов, который в будущем станет её мужем. В этой судьбе, вместе с автором, живое участие принимаем и мы, читатели. Образ героини, с живой и трепетной душой, привлекает нас больше, чем другие женские персонажи романа. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание её уютного семейного счастья с любимым мужем, среди детей, родных и близких. В образе Марьи Болконской автор воплотил не просто внутреннюю красоту и талантливость, а дар преодолевать внутренние реальные противоречия человека.

Толстой гордится своими героинями, гордится их умением любить, их добротой, умом, женственностью. Наташа Ростова и Марья Болконская – пример, достойный подражания, пример для тех, кто ищет свой путь в жизни. «Война и мир» - единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера и Наташу, - самое лучшее, что автор мог придумать и дать им, они это заслужили.

Лев Толстой Война и мир Роман Сочинение Школьная программа Наташа Ростова Марья Болконская
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2017-2018 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»