Наташа Ростова и Элен: два женских типа и две судьбы в романе "Война и мир" Льва Толстого

2 июля 2019
0
Поделиться:

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - самое грандиозное произведение мировой литературы, повествующее о знаменательных событиях в истории страны, о важных сторонах народной жизни, о взглядах, идеалах и нравах различных слоёв общества. Он воскрешает целый исторический век, отражая человеческие судьбы и судьбы народов. Герои романа находятся в круговороте великих событий, где истинная ценность каждого определяется степенью его участия, личной ответственностью за всё происходящее. Жизнь предстаёт перед нами во всей её полноте и многообразии. Она напоминает огромный поток, в который вливаются многочисленные ручьи. «Люди, как реки», - говорил Толстой, подчёркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, её непрерывное движение. Писателя интересовал путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу, критерием которого является добро, бескорыстие, душевная ясность и простота. И ближе всего авторскому идеалу соответствует обаятельный женский образ Наташи Ростовой.

Наташа – любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов – естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. «Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» - с нежностью спрашивает писатель. Любуясь своей героиней, он ценит в ней простоту, доброту и умение чувствовать красоту и правду.

Мне кажется, Наташа внутренне и внешне чем – то похожа, и это не случайно, на Татьяну Ларину. В ней та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. Для Толстого очень важна эта духовная связь героини с народом. Вспомним хотя бы пляску Наташи после охоты. Она, восхищённая и увлечённая пением дядюшки, который «пел так, как поёт народ», сама не замечает, как пускается в пляс. И в эти мгновения она понимает всё то, что «было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Нас, как и автора, удивляет ,«где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха , которым она дышала, эта графинечка , воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух… Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка». А какое волнение охватывает Наташу во время чтения Манифеста! В эти минуты её душа переполнена чувством огромной любви к родине, ради неё она готова на любые жертвы. Органическая связь с народной жизнью, стремление всё отдать для блага своего народа выражается и в отношении Наташи к раненым солдатам. Она бросает все свои силы на то , чтобы как-то помочь им. Автор восхищается своей героиней в такие минуты.

Духовная красота Наташи проявляется и в отношении к родной природе. Искреннюю восторженность слышим мы в её голосе ночью в Отрадном. « Ах, какая прелесть! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так!» - восклицает девушка. Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья. Но она умеет не только сама быть счастливой , но и делает счастливыми других, являясь для них чем-то вроде ангела – хранителя. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, сама того не замечая, делает их лучше, добрее.

Автор не считает свою героиню умной, расчётливой, приспособленной к жизни. Но её простота, одухотворенность сердца побеждают ум, учёность и хорошие манеры. Несмотря на внешность, явно некрасивую в детстве и в юности, Наташа привлекает даже малознакомых людей. Здесь уместно сделать сравнение двух образов, в которых автор противопоставляет красоту внешнюю и красоту внутреннюю, красоту тела и красоту души. В отличии от «блестящей красавицы» Элен, Наташа не поражает красотой внешней, и , тем не менее, она истинно прекрасна. « В сравнении с плечами Элен, её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо». Не странно ли: писатель , обычно рисующий портреты своих героев в динамике, в движении, в изменениях, не описывает смены выражений на лице Элен. Мы видим всегда однообразно – красивую улыбку и всё яснее понимаем , что это – маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность «великолепной графини». В Элен воплощён дух петербургских салонов, аристократических гостиных. «Где вы – там разврат, зло» - в этих словах Пьера, обращённых к Элен, выражена подлинная сущность и всей семьи Курагиных, и всего светского общества. Совсем иным представляется внешний и внутренний облик Наташи. Как выразительны её глаза, полные живых человеческих чувств: страдания, радости, любви, надежды. Они и «сияющие», и «любопытные», и «умоляющие», и «испуганные», и «внимательные». Какое богатство духовного мира выражено в этих глазах! Глаз Элен мы не видим. Вероятно, они красивы, как и её плечи, губы. Но Толстой не рисует их , потому что они не светятся мыслью и чувством. Да и во всей красоте Элен нет возвышающего душу начала. Она исключительно беспринципна и эгоистична, во всех своих действиях «великолепная графиня» руководствуется лишь собственными прихотями. «Блестящая красавица» внешне – внутренне она уродлива, вульгарна, примитивна. И такая женщина устанавливает законы, по которым живёт светское общество. Но даже и эти законы она оборачивает в свою пользу. Нравственное содержание Элен «проверяется» войной, и обнаруживается полное её ничтожество: все её мысли о новом браке при живом муже, для чего она даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знамёнами православия. Образ этой героини едва ли не самый непривлекательный. Смерть Элен закономерна, автор даже не приводит истинной её причины, ограничиваясь скандальными слухами об этом . Так это для него и не важно- Элен уже давно мертва духовно.

Душа Наташи, наоборот, жива. И Толстой ценит в ней эти живые, естественные черты. Его любимая героиня обаятельна всегда, а в минуты счастья она просто полна энергии, которая завораживает и притягивает к себе. Этим Наташа и очаровывает Андрея Болконского, знакомство с которым становится новой точкой отсчёта в её жизни. В ней зарождается настоящее, большое чувство – любовь. Потребность и способность любить всегда жили в Наташе. Вся её сущность – это любовь. Но любовь к отцу и матери, к Николаю и Соне, даже её «детская» любовь к Борису отличаются от того нового и глубокого чувства, которое вспыхивает в ней, делая её ещё более прекрасной.

Но Толстой не только восхищается благородными поступками, внешностью и внутренним миром своей героини, но и понимает её в те минуты жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Анатолем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестаёт любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остаётся верна Болконскому до конца его жизни.

Пройдя через все жизненные испытания, героиня Толстого не утрачивает все свои лучшие качества: доброту, нежность, отзывчивость, самоотверженность. Она становится более сильной и мужественной. В ней появляется рассудительность. И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаённого уголка, она отдаёт Пьеру. Семья – вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье.

Толстой гордится своей героиней, гордится её умением любить, её добротой, умом, женственностью. Наташа Ростова – пример, достойный подражания, пример для тех, кто ищет свой путь в жизни.

Лев Толстой Война и мир Роман Сочинение Школьная программа Наташа Ростова Элен Курагина
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика