Сюжет, проблематика, образы поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова

20 января 2019
0
Поделиться:

Русская поэзия, словно горный ландшафт. Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. Самая высочайшая вершина, конечно же, Пушкин. Он дал русской поэзии начало всех начал. Это тот фон, на котором рассматривается творчество других, тоже очень талантливых, поэтов: Лермонтова, Некрасова, Тютчева. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир. Их поэтические индивидуальности настолько велики, что они не меркнут на фоне Пушкина. А за ними тянутся иные горные хребты: Бунин, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак…

Мы постоянно ощущаем присутствие этих удивительных людей в нашем духовном мире. Их произведения стали великими, потому что являлись исповедями, в которых поэты сжигали себя дотла, чтобы потом возродиться заново. Величие этих людей заключается в том, что их творения не умирают вместе с ними, а продолжают жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Минуют годы, столетия, но не умолкают звуки волшебной музыки, звучащей в их стихах.

У каждого времени своё жизнеощущение, поэтому творчество поэта новыми поколениями всегда воспринимается по – иному и видится гораздо крупнее и значительнее.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

И в той удивительной стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён мне наиболее близко и дорого творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.

Одним из лучших его произведений является поэма «Мцыри», рассказывающая о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. Поэма состоит из двадцати шести глав. Кроме двух вступительных, они представляют собою исповедь молодого монаха. Эту тему Лермонтов уже разрабатывал ранее в «Исповеди» и в поэме «Боярин Орша». Возвратившись из кавказской ссылки, он обращается к прежнему замыслу. Но, в отличии от первых попыток, новый материал, кавказский, становится неотъемлемым, органическим элементом поэмы. Действие её разворачивается в Грузии, после окончания войны с горцами.

И божья благодать сошла
На Грузию! она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.

Эту поэму можно считать романтическим произведением, а Мцыри, полного пламенных страстей, одинокого, изливающего свою душу в рассказе-исповеди, - романтическим героем. Выбор такой формы повествования связан со стремлением Лермонтова полнее, глубже раскрыть и показать мысли, чувства своего героя. Выразительно в поэме и сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления:

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.

Белинский, разбирая поэму Лермонтова, писал: «Этот четырёхстопный ямб с одними мужескими окончаниями звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем какое разнообразие картин, образов и чувств!»

В «Мцыри» Лермонтов продолжает развивать идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и в поэме «Боярин Орша». Но здесь поэт почти полностью исключает любовный мотив, игравший значительную роль в тех произведениях. Он появляется лишь в краткой встрече героя с молодой грузинкой у горного потока. Мцыри, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Тема свободы сочетается в поэме с патриотической идеей. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными - стены, трусливыми и жалкими – стражи – монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, для чего, «для воли иль тюрьмы», рождается человек, обусловлено страстным порывом к свободе. В первой главе поэмы мы ясно видим трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни. И вот, когда он уже должен принять обет, под покровом ночи Мцыри исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят измождённым и обессиленным.

И близок стал его конец;
Тогда пришёл к нему чернец…

Начинается предсмертная исповедь, вместившая в себя всю трагедию и всё счастье такой короткой жизни:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Дни побега – воля для героя. Только вне монастыря он живёт, а не прозябает, только в это время испытывает настоящее блаженство. Не случайно в качестве эпиграфа к поэме Лермонтов выбирает библейское изречение, которое означает: «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю». Этот эпиграф подчёркивает вольнолюбие Мцыри. Слишком коротко его счастье на свободе. Но он не раскаивается в содеянном, не просит о прощении, а только обращается к старику:

Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я также мог бы жить!

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, юноша хочет сражаться за её свободу. Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты героя. Лермонтов не раскрывает до конца его стремлений, но они ощутимы в намёках. О своём отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах, не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убеждён, что мог бы быть « в краю отцов не из последних удальцов». Всем своим существом Мцыри – воин. Из монастыря он бежит именно в грозовую ночь. В то время, как распростёртые на земле монахи молят Бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живёт в дружбе с грозой.

На воле юноша любуется дикой природой. Он видит пышные поля, зелёные холмы, тёмные скалы и там, за туманом, горы своей далёкой отчизны:

Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ…

Кавказский пейзаж введён в поэму, главным образом, как средство раскрытия образа героя. Белинский писал: « Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла иподавала ему материалы, когда он писал эту поэму». Презирая своё окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой, только в ней он видит гармонию, всё то, чего лишён в человеческом обществе. Заключённый в монастырь, юноша сравнивает себя с листком, оторванным грозой и оказавшимся в сумрачных стенах. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову. Дитя природы, Мцыри припадает к земле и , как сказочный герой, узнаёт тайну птичьих песен, загадку их вещего щебетания. Ему становится понятен спор потока с камнями, дума разъединённых скал, жаждущих встречи; взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, ему чудится, что «прилежный взор» его мог бы видеть в прозрачной синеве неба полёт ангелов. Открывшийся огромный мир всей мощью обрушивается на юношу, и он становится подобен дикому зверю. С особой силой это проявляется в его схватке с барсом:

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.

В этой битве проявляется всё мужество и стойкость Мцыри, происходит равное соперничество, где каждое живое существо отстаивает своё право на жизнь. Юноша побеждает и находит в себе силы продолжить свой путь. Но композиция романа замкнута, и он волею рока возвращается в монастырь, едва познав «блаженство вольности», герой снова оказывается в тюрьме, когда – то спасшей ему жизнь:

Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!

Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий, поэтому смерть не страшит Мцыри. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Увидев красоту жизни, почувствовав вкус свободы, Мцыри не жалеет, что осуществил попытку вырваться из пут. И не его вина, что ему не удалось сделать это. Дух его не сломлен, а мужество, героизм, воля героя могут являться примером для тех, кто страстно стремится к достижению поставленной цели. Он учит нас не бояться и делать решительные шаги, позволяющие строить такую жизнь, какую жаждет наше сердце и душа.

Поэму Лермонтова «Мцыри», с полным правом, можно считать героической поэмой, в которой звучит исповедание могучего мятежного духа, осознавшего неисчерпаемость богатырских сил, ищущих своего приложения. Романтична символика поэмы, романтичен её образ , но как реален он в своём значении и как глубоко и полно вложил поэт в него земное, народное содержание. Образ героя, человека готового, «как брат», обняться с бурей, - этот образ пройдёт через всё творчество Лермонтова, его подхватят потом Некрасов и Горький, он войдёт в жизнь нашей поэзии и в поэзию нашей жизни.

Михаил Лермонтов Мцыри Поэма Сочинение Школьная программа
 
Написать комментарий
Отправить комментарий
 
 
Другие статьи раздела
Все статьи раздела
© 2018-2024 Команда «Всё про всё самое интересное в мире творчества и развлечений»
Яндекс.Метрика